
30 августа и 6 сентября 2025 года два самых больших города на Ямале отметят юбилеи. Ноябрьску и Новому Уренгою исполнится по 50 лет. В представительствах ЕРИЦ ЯНАО в этих городах есть сотрудники, которые значительную часть своего жизненного пути прошли вместе со своими городами и могут рассказать, как росли и развивались Ноябрьск и Уренгой, и как жилось первопроходцам севера.
В Новый Уренгой Иван Фёдорович Степаненко приехал из Белоруссии в 1987 году. Как и многие другие, планировал поработать здесь два – три года и вернуться на «большую землю». «Большой землёй» северяне до сих пор называют любые регионы страны, где нет вечной мерзлоты. Но Ямал Ивана Фёдоровича не отпустил, 38 лет он живёт в Новом Уренгое и работает инженером в ЕРИЦ ЯНАО.
В далёкие 80 годы 20 века Иван Фёдорович был штучным специалистом – одним из первых компьютерщиков в Новом Уренгое, а скорее всего, и во всём округе.
«Наша специальность тогда было в диковинку, – улыбается Иван Фёдорович. – В институте наш выпуск инженеров-систематехников, сейчас бы сказали айти-специалистов и программистов, был всего лишь четвёртым. Работать мы разъехались по всему Советскому Союзу. Я по распределению попал в Минск, а спустя время через всесоюзный центр обслуживания ЭВМ меня пригласили работать в Новый Уренгой».
Можно сказать, что это была эпоха «компьютерных динозавров», хотя слово «компьютер» было ещё не в ходу. Вычислительные машины называли коротко – ЭВМ или просто «машина». Первая машина, с которой Иван Фёдорович работал в Уренгое, занимала помещение в 40 квадратных метров и состояла из множества тяжеленных шкафов: процессор – шкаф 2 метра на 70 сантиметров весом свыше 300 килограммов, ещё один такой же шкаф с оперативной памятью, громоздкий считыватель с перфолент и перфокарт, печатающее устройство, накопитель магнитных дисков размером со стиральную машину и так далее. А информация в «доисторический» компьютер вводилась с помощью печатной машинки.
«На машинках мы набивали команды на перфоленты, такие бобины со специальной лентой метров по 50. Потом специальное устройство считывало команды, и так далее процесс шёл по цепочке до получения результата. А результат необходим был и тогда, и сейчас один – быстрые и точные расчёты: бухгалтерские, плановые, самые разные. Я написал программу для бухгалтерии, так на ней потом и наш трест работал, и милиция, и охранное предприятие, и даже городская администрация», – продолжает Иван Фёдорович.
Иван Фёдорович писал программу уже для ЭВМ поменьше. Компьютерные технологии набирали обороты, и машины стремительно заменяли одна другую.
«Это был малый советский персональный компьютер «Искра» – гораздо компактнее своих старших соплеменников. Помещался компьютер на рабочем столе, у него уже были клавиатура и монитор. Кстати, до Уренгоя «Искра» дошла в конце 80 – начале 90 годов, но создана она была гораздо раньше: в 70 годы прошлого века. И я хочу сказать, что советские разработки в области вычислительной техники в СССР были очень успешными и перспективными», – рассказывает Иван Фёдорович.
В начале 1990 годов компьютеры ещё были далеко не во всех предприятиях Нового Уренгоя и уж тем более не стояли на каждом рабочем столе. «Искра» Степаненко размещалась в отдельном кабинете, и когда кому-то из специалистов надо было произвести расчёты, они приходили, работали за компьютером вместе с Иваном Фёдоровичем и уходили на своё рабочее место. Через пять – десять лет из «Искры» «разгорелось пламя» полной компьютеризации, и электронные помощники стали обыденностью.
«Очень долго было всего пять – шесть компьютерщиков на весь Новый Уренгой. Технику приходилось обслуживать не только на своих предприятиях, но и на других тоже. Нас всегда радушно встречали, и это радушие в уренгойцах есть до сих пор», – продолжает Иван Фёдорович.
Сегодня Степаненко работает в ЕРИЦ ЯНАО. И хоть теперь компьютерные специалисты – профессия не редкая, Иван Фёдорович остаётся ценным сотрудником компании.